Часть 1. Бас - инструменты и роли.


  • Просмотров: 1695

Классический барабан - мембрана, натянутая на объем. Свойства мембраны изменяемы, а как следствие, звучание - настраиваемое. Объем также является переменной, что так же определяет звук. (похоже на динамик в ЗЯ, не так ли?)

Звук классического барабана начинается еще в средних частотах (500-1500Гц) - там звук касания мембраны палкой. Затем в игру вступает инерция - вибрирующая мембрана создает звуковые волны различной частоты, плавно перетекающие от верхних басовых частот в суббас.

Так, звучание классического барабана - родня не синусу, а скорее быстрому свип-тону с плавным затуханием. Слушая настоящий барабан, мозг воспринимает звук целостным, от его начала и до конца. Микрофон записывает это же. Достойная аудиосистема(АС), претендующая на качество, воспроизводит это же и в таком же виде.

Что происходит, когда в работе АС есть провал? Удар в области СЧ воспроизведен, его продолжение в области верхнего баса тоже, затем обрыв, затем снова звук. Такой звук мозг уже не воспринимает цельным и безраздельным. Вместо этого рождаются два разных звука - один, который в такте с музыкой, но "неполный", "плоский", излишне резкий, и второй, который теперь живет сам по себе и с первым не связан. Существует целый набор иных фокусов АС, нарушающих целостность звука. 

Мембрана имеет очень высокую упругость и очень малый подвижный вес, совсем небольшой ход, и всегда работает в зонном режиме(колеблется не всей площадью одновременно). Воспроизвести такое очень сложно.

Электронный барабан - инструмент несколько иного рода. Звук тут синтезируется программно (вслед за касанием палкой сенсора или задается программно), а воспроизводится аудиосистемой, выбранной исполнителем. Таким образом, перед АС слушателя(нашей) стоит задача повторить звучание АС автора(композитора), которое не является величиной статической даже для высококлассной студийной акустики. 

В зависимости от настроек софта, удар палкой может быть сыммитирован, а может и отсутствовать; звук может иметь форму, идентичную классическому барабану, а может быть иным(напр. длиннее или короче, или вообще на единственной частоте - синусом); звук может начинаться в области СЧ, а может и в любой другой, как начинаться, так и заканчиваться... 

Нет смысла в точности повторять характер звучания электронного барабана(=звучание другой АС). Есть смысл сделать так, чтобы звук воспринимался уместным и цельным. 


В отличие от барабана, где целостное восприятие требуется обеспечивать в достаточно широком диапазоне, что сложно, бас-гитара - другая. Диапазон, в котором вибрирует отдельно взятая струна, сравнительно мал. Обеспечить целостное восприятие отдельных нот бас-гитары значительно проще. 

Однако, бас-гитара является инструментом, задающим ритм. Отсутствие звука на ряде частот ведет к нарушению восприятия ритма и рассогласованию в восприятии всей записи. Так, мозг на уровне подсознания может только поэтому любить или не любить один и тот же трек, воспроизведенный разными АС.

Диапазон, в котором работает бас-гитара, значительно более широкий - с 35-40Гц внизу и до 4-6кГц вверху. Нижняя часть диапазона прямо влияет на формирование ритма, верхней частью определяется читаемость ритма - будет звук насыщенным, четким и объемным, или плоским и тусклым...

Как и в случае с электронными барабанами, звук бас-гитары не является "природным" в полной мере - его воспроизводит динамик. Динамики, любимые бас-гитаристами (комбики) - особенные. Естественно, они умеют играть низ, да и музыку в целом, но в большинстве своем красят ее так, что от оригинала мало чего остается. Комбик - это "горбатая" АЧХ, по своему "горбатая" от модели к модели.

Являясь неотъемлемой частью бас-гитары, комбик во многом определяет ее звучание. Комбик умеет играть низы, буквально выпячивает их, чтобы ритм БЫЛ. Комбик умеет играть очень яркую середину, чтобы все обертона(определяют "характер") было ясно слышно, сочно и очень ярко.

Бас-гитара и барабан, работая в связке, прекрасно дополняют друг друга, создавая яркий ритм и объем - в этом характер насыщенного звуками рока. Присутствие бас-гитары тут является определяющим. Барабан слышен ясно, необходим и неотъемлем, но он в восприятии на вторых ролях. В отсутствие бас-гитары ритм задает перкуссия, чья работа лежит в основном на плечах СЧ/ВЧ, а объем и восприятие часто полностью лежат на барабанах - в электронной музыке такое практикуется особенно часто. 

Барабан и бас-гитара - за качество воспроизведения обоих инструментов, так или иначе представленных в большинстве треков, отвечает мидбас. Именно мидбас делает львиную долю работы в басовой части. Звучание АС без сабвуфера запросто может быть цельным и самодостаточным. 

Тогда что для баса делает сабвуфер? В 99% случаев сабвуфер не определяет ритм и не является "задающим" звучание АС элементом. Он необходим для полноценного воспроизведения "хвостов", создает "фон", "атмосферу", "объем".

Нужно понять и уяснить простую истину - сабвуферы не проектируются для самостоятельной работы(без "задающего"). Основная задача сабвуфера - быть продолжением мидбаса. Так, если мидбас чего-либо не может, то сабвуфер этого не исправит и не дополнит. 


Достойная система, умеющая правильно воспроизводить бас, всегда начинается с мидбасов!

Все вы знаете, мидбас обязан работать точно, достоверно, обязан уметь воспроизводить раздельные звуки и не делать из них "кашу", обязан воспроизводить широкий диапазон... О том, как добиться этого от мидбасов(в частности, от мидбасов DD) сравнительно простыми мерами, как стыковать мидбас и сабвуфер, как, в конце концов, не наделать кучу ошибок и все не испортить - читайте следующую часть. Рассмотрим и теорию, и практику. 

 
Метки: статьи, ddaudio