12 дюймов


  • Просмотров: 1190

Динамиков у нас не мало, и запросы у вас тоже достаточно разные - одним постом не охватить все и сразу. Поэтому, частей о 2*12" будет несколько. Ну а сегодня по прогнозам ветренно =)


Итак, рецепт. 

1) Обеспечить свободный доступ воздуха в салон. 

2) Сделать жесткую виброизоляцию кузова. 

3) Выбрать парочку 12" по вкусу, отдавая предпочтение линейкам HDC от SQ и линейкам PowerTuned (SC или нет) от DD. 

4) Собрать корпус (эскиз, габариты и карта распила прилагаются).

5) Обеспечить сабы чистой номинальной мощностью, выбрав усилитель по формуле RMSсабов*2. А усилитель - должным питанием, с доп. акб в багажнике. 

6) Подключить, настроить фильтры. 

7) ОЧЕНЬ аккуратно и длительно размять сабы, даже если ставите их не новые. 


Готово, на выходе получаем громкую, достаточно качественную систему для диапазона 28-46Гц. 


Ну а теперь к пояснениям - надеюсь, окажутся полезными.

Первый момент - свободный доступ воздуха в салон из багажника. Не перестану это повторять, тк если багажник перекрыт даже карпетом, который якобы "звукопрозрачен", то потеряете от 2 до 7дБ. 

Чтобы не бренчать по улице всеми кузовными элементами, чтобы не потерять в эффективности, начать работу следует с подготовки кузова - полная виброизоляция всех поверхностей максимально жестким материалом.


Для того, чтобы уверенно уходить за 150дБ, нам потребуется пара мощных динамиков, а значит дело имеем или с легкой подвижкой, или с жесткой подвеской, или со всем сразу - все эти динамики для воспроизведения низа нуждаются в объеме. 

Из моделей можно рассмотреть HDC312, HDC412, все DD PowerTuned - эти "ребята" будут в предложенном ящике как дома. Redline будет чувствовать себя тоже хорошо, но слегка перегружены; HDS окажутся перегружены еще сильнее. PowerTuned SC, наоборот, окажутся слегка недогружены, а Z недогружены конкретно и вряд ли удержатся от превышения хода. 

В большом числе тестов выяснили, что наши 12" отлично сработают в объеме вплоть до 110 литров на штуку, где по низам запросто обойдут целый ряд 18" и с легкостью исполнят от 20-24Гц. Сегодня же я приготовил рецепт ветренный и громкий, но настройку взял повыше, так, чтобы вы получали бас от 28-30Гц - так вы ничего особо не потеряете в низах, но выиграете в громкости прилично. Соответственно, все частоты ниже надо обрезать сабсоником максимальным порядком (как настроить регулятор сабсоника идеально точно по уровню -3дБ уже писали).

Для низкого баса нужен объем, в нашем случае порядка 70-75 литров на динамик. Выше настройки, как уже было сказано ранее, ФИ превращается в ЗЯ, а 70л ЗЯ для 12" несколько многовато, мягко говоря - не ждите качественного баса вверху. В рассматриваемом ящике выше 47-49Гц искажения уже слышны, на частотах выше 57-60Гц слышны явно. Если не обрежете это LPF-ом, то и катушка будет излишне греться, и бас в целом не будет мягким и приятным, как задумано.


Тесты показывают, что два динамика в одном объеме в 90% случаев отработают хуже, чем каждый в своем. 

Что о параметрах корпуса - на каждый динамик отведено 70-75л объема, порт площадью 220кв.см., эффективной длиной около 65см. 

Площадь порта подобрана таким образом, чтобы динамики развивали ход на мощности чуть-чуть большей, чем RMS. Подобрав усилитель с учетом роста импеданса, а это примерно RMS сабвуферов*2 - динамики не превысят ход на кратковременных пиках сигнала.

Сразу откажитесь от затеи использовать в этой системе динамики, которые не сможете прокормить. Гораздо лучше выбрать менее мощные модели сабов + усилитель и систему питания, отвечающие условию выше. 

Хоть я и считаю, что трубы с фланцами работают лучше, но все же щель собрать чуть проще и чуть доступнее, удобнее разместить. На эскизе показаны скругления - делайте, это увеличит эффективность.

Объем салона, в котором это сработает - между гольф-класс и представительским седаном, то есть, большинство салонов. Направляйте динамики в номер, будет чуть громче. Можно(стоит) попробовать направить в салон, но обычно(не всегда) так эффективность ниже. Корпус сработает как в хэтчбэках, так и в седанах, так и в универсалах\кроссоверах. В слишком большие салоны (микроавтобусы) или в слишком маленькие салоны (ОКА, матиз и тп) лучше не делать. Надежно крепите ящик к кузову - это куда важнее распорок внутри ящика. 


Пару слов о сборке корпуса - саморезы хорошо, но главное не жалейте клей: как в швы, так и промазывайте стыки дополнительно изнутри. Рекомендую ПВА D3 - доступный, надежный, прочный, влагостойкий, отлично герметизирует.

Наконец, мидбас. Сдвоенные мидбасы, уверенно забирающиеся вниз, на хорошей мощности и в очень хорошо подготовленную дверь - это самый минимум чтобы состыковаться с сабом и получить целостный бас без "задержек". Будет провал - не жалуйтесь на то, что бас "не успевает", сами виноваты, дорабатывайте.

В целом, как видите, все не так просто. Новичку уже сложновато осилить такую систему, да и выходит она дороже. Но ветер и флекс, отличные цифры, мягкий низкий бас - все эти плюшки достаточно аппетитные, чтобы немного потрудиться! 


P.S. Мы работали с 2*12" более 5 лет - в тестах поучаствовало очень и очень много корпусов, собрано более десятка спортивных систем (из них сразу несколько систем становились чемпионами и призерами финалов России), а повседневов более сотни. Обязательно продолжу тему другими вариантами для других случаев.


BONUS. Как определить, что саб перегружен? Явный признак - на приборах ровная полка АЧХ. Ровная АЧХ в рабочем диапазоне громкой системы означает, что звук к качеству никаким боком, никаких импульсных характеристик нет, а вместо саба - мощная вентиляция, работающая на разных скоростях... Если видите, что кто-то советует ящик, аргументируя этим - бегите, тк качественная громкая система, если она не установлена в железобетонном бункере на колесах, без горбов просто не бывает. И горбы эти - в разы меньшее зло, чем задушенный, гудящий, искаженный бас.

Норма для громких систем - когда спады и подъемы прибору четко заметны, видно где настройка порта, где резонансы кузова, но бас не искажен, воспринимается на слух приятно. В системах, ориентированных на качество, где громкости значительно ниже, а ШВИ порой и лучше - вот там можно рассуждать о полках как о чем-то позитивном.