Sonotube


  • Просмотров: 2214

Американцы называют это Sonotube, а отцом конструкции в России по праву считается Алексей Марихин, внесший свой весомый вклад в конструктив и показавший на деле возможности.


Конструкция представляет собой трубу с динамиком с одного конца и портом с другого.

Впервые с этим типом ящика я столкнулся на одном из финалов в конце 2000-х. Парни из Кирова показывали рекордные результаты с одного 12" сабвуфера - 152+дБ из багажника ВАЗ2110. Порадовался за них, но в детали не вникал. Правильно говорят - если сам не сделаешь, то и не поймешь, и не оценишь по достоинству...


Время шло и в 2011 году впервые ради эксперимента решил построить свой сонотюб. В системе один 9515 в тот же ВАЗ2110. Начинал, кстати, тоже не с чистого листа - Алексей надавал кучу советов.

Буквально за несколько часов тестов сделал 152+@51Гц@2200Вт, а уже через пару дней показали результат официально на финале АМТ - те же 152дБ и халявная бронза в финале! (SPL, эту систему выставляли в класс "профессионал", но все из багажника).

Надо ли говорить, как радуют столь простые и быстрые 152дБ из салона авто, подготовленного для повседнева, еще и со сравнительно скромной мощности! Безо всяких длительных работ - собрали, настроили, победили!

После финала систему нужно было вернуть к повседневному звуку - решили не отказываться от сонотюб и перенастроили... Вот тут я удивился второй раз, получив не только очень впечатляющие цифры на низах, но и плотный, чистый, глубокий и точный бас в диапазоне значительно более широком, чем традиционные конструкции. 

Для достижения такой работы сабвуфера обычно тратили не одну неделю, а тут меньше дня на тесты и готово! И пошло-поехало... 

Перепробовал сонотюб с разными калибрами, в разных системах. После настройки звук и давление очень и очень впечатляющие. Каждый раз!

Всплыли и недостатки - сонотюб проблематично разместить, особенно когда дело касается крупных калибров. Нужная ширина багажника, чтобы с каждой стороны оставалось хотя бы 5-7см, или имелась ниша в крыле - не каждый авто этим располагает... Ну и внешность - для повседнева эстетика так себе. А еще достаточно сложно собирать, не имея опыта работы с подобными конструкциями. 

Тем не менее, считаю сонотюб лучшим ящиком в плане эффективности и качества звука для одного динамика!


Теперь о предлагаемом варианте.

Модели подойдут все, кроме Z - под Z нужны другие пропорции.

Калибры 15" и 12" впечатляют и радуют звуком, но больше всего удивляют калибры 10" и менее - и корпуса выглядят гармоничнее, и разместить не так сложно, а качественного баса на выходе прям неожиданно много! Думал ли кто-то всерьез о 145+дБ долговременно с одного единственного DD608 на частотах 35-60Гц в салоне гольф-класса или седане? Уверен, что нет!


Спад КПД от пика к краям очень плавный, как нет и резкого роста искажений - звучит более чем достойно. Диффузор нагружен близко к идеалу, равномерно, и это отражается на всем.

Собирать сложно, а если выразиться точнее - неудобно. Пилим кольца, а затем сворачиваем вокруг них 3мм фанеру в два слоя, крепясь саморезами сначала к кольцам, а затем стягивая слои между собой, обильно промазывая все клеем. Для удобства могут потребоваться железные хомуты или натяжные ремни, а иначе придется собирать вдвоем. 

Размеры 3мм фанеры, указанные в картах распила, привожу расчетные. По факту возможно придется чуть подпилить или оставить небольшую щель, которую перекроет второй слой - и то, и другое не страшно, но имейте ввиду. Сама 3мм фанера гнется в круг вдоль волокон легко и просто, без какой либо дополнительной подготовки.

Расположение порта показано на эскизе - делайте так же. Можно двигать порт внутрь и наружу и тем регулировать длину ящика. Но не увлекайтесь, так вы зажимаете объем, а значит низов будет меньше. Выгоднее чуть завести порт внутрь и не более того. 


Фланцы - используйте любые, и это обязательно. Я уже не раз давал чертеж тех фланцев, которыми пользуюсь сам.

Помните, все тесты предлагаемых конструкций я делал для наших динамиков. Другие могут сработать, а могут и нет.

Что касается подбора усилителя, то тут выбор достаточно широк - от 0.5*RMS сабвуфера до 2*RMS. Отдача хороша как на предельной мощности, так и на средней.

Стоит сказать пару слов о паре динамиков в таком типе ящика. Я несколько раз пробовал использовать два sonotube, но прям впечатляющих результатов не получил. Не так давно мы выкладывали фотки хонды CRX, где пара Z315 дует 165дБ, а так же есть ряд удачных примеров из Кирова. Как бы то ни было, с парой все куда сложнее. Не рекомендую браться если нет опыта и достаточного времени на тесты. 

Т.к. конструкция очень эффективна, в сети вы найдете множество примеров использования сонотюб для SPL. Собирайте, настраивайте, и у вас тоже все получится! Я же больше озабочен повседневом и предлагаю соответствующие решения. 

Немного личных впечатлений. В сравнении с ЧВ, однозначным победителем выходит сонотюб. В сравнении с рупором - сонотюб для одного динамика выигрывает, но рупор в ряде нюансов тоже хорош!

Кроме всего прочего, сонотюб - ящик, который вы легко удержите одной рукой. Он весит мало, не нагрузит двигатель и подвеску, как все прочие. Для меня это один из очень важных плюсов, выступающий в противовес эстетике и много чему еще.

Обеспечьте свободный доступ воздуха в салон, сделайте виброизоляцию жесткими материалами, закрепите ящик! Это очень важно!

В качестве резюме, повторюсь: sonotube - на мой взгляд, лучший корпус для одного динамика во всех планах! Великолепное качество звука в сочетании с действительно высокой эффективностью!


Пилите, стройте, радуйте себя громким, качественным басом!


ВНИМАНИЕ! Монтажные\установочные диаметры приведены для штампованных корзин DD Redline (DD100-DD600).

Уточняйте диаметры корзин для других моделей!