Десятый калибр


  • Просмотров: 857

Тот же мотор, тот же ход, но меньший подвижный вес и меньшая площадь - вот так в одной фразе можно уложить разницу, к примеру, между 10" и 12" в рамках одной линейки.


Жесткость подвески прямо связана с величиной подвижной массы. Меньшая масса позволяет использовать более мягкую подвеску. Как я уже не раз повторял - меньшая жесткость подвески ведет к росту качества звука через снижение общего уровня искажений. Это плюс в пользу меньших калибров.

Меньшая эффективная площадь диффузора прямо ведет к потере в производительности, а значит для получения целевого давления потребуется либо больше мощности, либо большее количество динамиков. Это минус.

Снижение подвижной массы, а так же уменьшение воздушного сопротивления позволяют мотору работать эффективнее, быстрее. Получая больше энергии на единицу массы, наблюдаем рост импульсных характеристик, а это однозначно плюс как в качество звука, так и в давление. 

Тем не менее, потеря эффективной площади ростом эффективности мотора не компенсируется полностью, а значит потери в производительности динамика имеют место быть - это по прежнему минус.

Компенсировать уменьшение площади электрической мощностью уместно и разумно - так можно восстановить производительность до уровня больших калибров. Но и тут засада, меньший калибр конструктивно не позволяет умещать большие катушки и эффективную подвеску к ним одновременно, а значит остается только одно решение - набирать нужную громкость количеством, что дороже.

Таким образом, выбирая меньший калибр, мы получаем звук более качественный, но меньше громкости. Есть и другие плюсы\минусы - если знаете о них, то добавляйте в комментариях.

Смещение баланса "мотор\подвижная масса" в сторону мотора, уменьшение величины фронтальной нагрузки определяют особенности дизайна корпуса - динамикам меньшего калибра необходимо меньше объема, но больше площади и длины порта. Особенность ведет к тому, что размещение эффективного, правильного порта в ряде случаев представляет серьезную сложность, а в других случаях наоборот, дает большое преимущество.

Считаю, именно с калибра 10" начинаются действительно эффективные корпуса типа "свернутый обратно-нагруженный рупор", или ЧВ, или БП, или другие - с десяткой все они потенциально могут быть лучше привычных ФИ или ЗЯ. Повышенная производительность мотора относительно хода и подвижной массы - этого требуют такие оформления, и малые калибры легко это дают.

Вообще, 12" в этом плане - считаю, золотая середина, может и тут, и там. А вот калибры более 12" во многих случаях уместнее использовать в традиционных корпусах типа ФИ или ЗЯ.

Так можно ли получить громкое(150+) качество с десяток? Конечно да! Идем к рецептам.

Первым делом, как обычно, кузов и размещение. Жесткая вибра всего металла, максимально свободный доступ воздуха от саба в салон, надежное крепление корпуса. Эти три пункта важны и нужны во всех громких и качественных инсталляциях!


Рецепт 1. Просто и доступно

Самый простой и доступный путь к громкому качеству, как и в случае с 12", лежит через ЗЯ. Берем четыре десятки линеек HDS, Redline или HiDef и строим 90-110л. Звук точный, валит в порядке, сделать просто и быстро. Чтобы уйти за 150дБ на частотах ниже 40Гц, вам потребуется около 2кВт чистой мощности и соответствующие десятки, способные держать столько длительно. Будет больше мощности - будет громче, будет меньше - тише, но тоже громко.

Корпус сработает практически в любом салоне. Отлично проявит себя на любой громкости, как на максимальной, так и на средней\низкой. Рабочий диапазон - от 30 до 55Гц с плавным спадом ниже и выше. Звук точный, детальный, но не лишен недостатков ЗЯ в виде излишней сухости на низах...


Рецепт 2. Сложнее и ветреннее

ФИ на паре мощных десяток - то, что нам подойдет. Соответственно, в первую очередь рассматриваем линейки HDC и DD PowerTuned(SC).

Строительство ФИ всегда начинается с порта. Для пары 10" отлично подойдет труба с фланцами диаметром 18-19см, то есть, стандартная 200-ка. Для работы в диапазоне шириной 10-15Гц потребуется 47-49см длины, а для настройки на низ потребуется около 90л объема.

Разумеется, от системы к системе рабочий диапазон будет меняться. В рецепте я целюсь в 32-48Гц, но по факту значения могут отличаться. Необходимо обрезать фильтрами все, что выше и ниже рабочего диапазона, тк там и спад достаточно резкий, и рост искажений тоже. Снизу это видно, дин прыгает, не издавая звука, а сверху - и слышно искажения, и спад отдачи.

Чтобы расширить рабочий диапазон - необходимо увеличивать длину порта. Вместе с увеличением длины порта необходимо уменьшать объем, что приведет к небольшим потерям в области низов. Действие хорошо работает в пределах +-30% от начальных значений. 

Необходимо более тщательно подбирать усилители, от 1.5*RMS до 2.5*RMS сабвуферов, обеспечив их соответствующим питанием. Ящик хорош чтобы валить, а значит качеством на низкой громкости не порадует. В связи с этим, сразу выбирайте сабвуферы так, чтобы слушать их на мощности, близкой к их RMS, и на соответствующей громкости.

Для давления 150+ вам потребуется не менее 3кВт мощности и соответствующие динамики, способные держать столько длительно. С меньшей мощностью тише, но все тоже очень и очень достойно!

Для Redline и HiDef объем и площадь порта стоит поджать на 5-10%. Для HDS - поджать на 10-15%. Данных для DD Z у меня толком нет, ни разу не пользовался Z-ками в этом калибре =(

Представленный ФИ не имеет раздельных камер и потому чуть уступает в эффективности, но он прост в построении. Если под пару пилить раздельные объемы, то без поворотов в порте вряд ли удастся обойтись, а это еще хуже.


Рецепт 3. Сложно и объемно

Еще один вариант действительно громкой системы нам в свое время продемонстрировал Сергей Туманов, побив с ним все рекорды России и завоевав призовое место на Еврофинале ЕММА, уступив лишь другому члену команды DD, выступавшему на гораздо более мощной системе. 

Считаю дизайн ящика Сергея одним из наиболее эффективных и по сей день. Конкуренцию в КПД может составить еще одна конструкция, которую подсказал мне Pietro, но достоверной информации о ней у меня пока недостаточно. Как будет - я обязательно поделюсь ею с вами.

Для реализации громкой системы (громкая=рядом со 150дБ) вам потребуется одна мощная десятка с жесткими шайбами, оформленная в ЧВ. В качестве доступного варианта можно рассмотреть SQ HDC310 в стоке, а идеалом будет DD9510 с кевларовым диффузором и опцией XS. Корпус подойдет для любой нашей 10" без необходимости вносить изменения. Больше мощности - громче.

Корпус сработает в широком диапазоне мощностей, но динамик в нем не вытерпит много больше своей RMS. Поэтому, подобрать усилитель легко, а вот использовать нужно осторожно.

Традиционно, диапазон работы ЧВ широк, можно ожидать 30-60Гц. Но, так же, традиционно уровень искажений несколько повышен, а импульсные характеристики снижены. Всегда стоит сперва послушать ЧВ у кого-то, лишь затем собирать себе. Ну или собрать ради эксперимента "пробную версию".

Как видите, ЧВ жрет объем багажника как кит моллюсков. Такое не везде войдет, пилить и собирать это тоже совсем не просто. Зато валит, низко и громко. 

В качестве резюме, как видите, громкая и качественная система на десятках вполне возможна - теперь у вас есть конкретные решения, как ее исполнить. Так же, вы видите, что с бОльшими калибрами громкость получать проще, дешевле и эффективнее - все это справедливо, если под больший калибр есть и больший объем.


BONUS. ФИ в трех тезисах: объем = настройка, длина порта = ширина рабочего диапазона, площадь порта = нагрузка. При этом, они все связаны и взаимозависимы - меняя что-то одно, обязательно менять что-то другое, а иначе или динамику конец, или ящик потеряет в КПД, или оба следствия сразу...


ЗЯ для 4*10".

ВНИМАНИЕ!!! Посадочные диаметры для штампованных корзин DD Redline и SQ HDS.  Уточняйте монтажные размеры для других моделей!



Ветренный ФИ для 2*10".

ВНИМАНИЕ!!! Посадочные диаметры для литых корзин SQ HDС.  Уточняйте монтажные размеры для других моделей!



ЧВ для 1*10".

ВНИМАНИЕ!!! Посадочные диаметры для литых корзин SQ HDC. Уточняйте монтажные размеры для других моделей!