Как работать с салоном чтобы система пела достойно?


  • Просмотров: 578

1. Принято считать, что салон усилит все ниже 65Гц. По факту частота зависит от длины салона - чем длиннее салон, тем ниже он начнет усиливать. Фактически же, нормально видеть усиление, начиная с уже 70-85Гц и вниз, возрастающее с крутизной 12дБ\окт.

Многие теоретики и практики предлагают считать частоту начала усиления через половину длины волны - F=343/L/2, где L - длина салона в метрах. По факту, реальная частота всегда будет на несколько герц ниже и зависима от ряда факторов. В том числе, и от расположения сабвуфера, и от наличия в салоне разного рода отверстий и поглотителей, и так далее.

Например, длина салона 2109 2,4м, а значит F=343/2,4/2= 71Гц.

Там же, ниже 71Гц, мы получаем компрессионный режим работы динамика, благодаря которому отсутствует локализация источника звука. Так, мы можем ставить сабвуфер в багажник и не слышать "бас из багажника".


2. Когда четверть волны не умещается в салоне - эффективность работы сабвуфера падает, т.к. пик давления оказывается вне салона, а давление на все поверхности кузова возрастает. Начало этого эффекта также можно в некоторой мере предсказать формулой F=343/L/4.

В примере с 2109, F=343/2,4/4=36Гц.

Это значит, настраивать корпус на эту частоту или чуть ниже - пусть не самое эффективное решение, но вполне здоровая идея, т.к. даст более ровный и правильный звук. Но кузову будет "больно" - кузовные панели с такой настройкой необходимо основательно укреплять и усиливать, даже если мощности не много.


3. Если где-то есть усиление, то значит где-то будет и спад. Так обычно и происходит в районе начальной частоты усиления, а так же, на частотах от полной длины волны до 5\4.

Спад так же предсказуем формулой. В теории, провалы придутся на частоты F1=343/L/2 и диапазон от F2=343/L до F3=343/L*1,25.

Для 2109, F1=343/2,4/2=71Гц, от F2=343/2,4=143Гц до F3=F2*1,25=178Гц. То есть, никакие срезы на частотах 71 и 143-178Гц в 2109 лучше не организовывать, а внутри диапазона 71 - 143Гц срезам самое место, тк это может помочь выравнять АЧХ.

Однако, если обрезать сабвуфер выше 71Гц, то работать он будет слишком высоко, настолько, что его расположение будет отчетливо определяться на слух, что очень плохо. В этой связи, нижний срез в данном случае логично и правильно вынести за указанный диапазон, например, организовав его ниже, в районе 55-65Гц.

Внутри диапазона 71 - 143Гц срезы можно организовывать как на одной частоте, так и с разбегом. Так же, следует подумать над усилением давления на крайних частотах этого диапазона, чтобы эффективнее скомпенсировать ямы.

Почему побороть ямы супер-важно? Потому что с ними у вас не будет шансов услышать от системы точный бас "без задержек".

Как скомпенсировать? В простых случаях - правильной настройкой фильтров+эквалайзером, чуть убрав в центре диапазона и чуть добавив по краям. В сложных случаях - в дополнение к "простому", установкой мидбаса в корпус с настройкой на нужную частоту, либо сдвоенным мидбасом+эквалайзером, либо мидбасом большего калибра+эквалайзером... В общем, задача не простая.


4. С продольным резонансом разобрались, но есть еще и поперечный. Его следует благодарить так же за подъем на четверти длины волны, как и за вероятный спад в районе 150-200Гц, что только усугубляет проблему с мидбасом, и спад в районе 400Гц, что менее критично, но тоже неприятно.

На частотах 200-300Гц стыковать мидбас и середину наиболее удачно, причем во многих случаях с небольшим разбегом по частотам среза. Такой подход выровняет АЧХ до приятной ровной формы.


5. Рассчитав четверть волны между крышей и полом, получим вероятную центральную частоту, усиленную поперечным резонансом. Обычно это частота, на которой мы давим на SPL соревнованиях. F=343/L/4, где L - высота салона в метрах.

В случае с 2109, F=343/1,2/4=72Гц.

Вы сейчас возмутитесь, ведь в девятках мы тут никогда не давили, да и в других машинах тоже! Верно, потому что салон не пустой, в нем куча поглотителей, из за которых давить приходится на частотах значительно ниже. Но если разберете салон до железа, то наибольший результат получите на частоте гораздо более близкой к расчетной. Впрочем, фактическая частота пика все равно окажется ниже расчетной, тк обилие дырок и сложные формы кузовных деталей не выкинешь. По этим и другим причинам расчет по приведенным формулам приблизительный, а реальное значение бывает ближе или дальше.


6. Выше 400Гц рассматривать салон как одно целое не лишено смысла, но уже не так важно. Там в работу включаются отдельные элементы салона, чье влияние имеет куда большее значение. Естественно, в каждом автомобиле элементы салона отличаются, как и их влияние на звук.

Однако, т.к. горбы и провалы нам не нужны в любом авто - все детали интерьера имеет смысл надлежащим образом виброизолировать, а при необходимости продумать и дополнительные крепления.

Ввиду того, что салонов много и все разные, вся эта информация достаточно условна, а профессиональная настройка не происходит без измерений каждой конкретной системы. Но общее понимание и ориентиры для настройки теория дает.

Что максимально важно понимать - невозможно правильно настроить без правильной инсталляции, а правильная инсталляция невозможна без правильной работы с кузовом и с элементами интерьера салона. Все это связано и плохо работает одно без другого.

Что вы можете сделать прямо сейчас - используя эти знания, попробовать настроить эквалайзер и послушать что выйдет. Возможно, уже это действие значимо улучшит звук.


Успехов!


ps. Краткий итог.

1. Fпр = 343/Lпр/2 - ниже возрастающее усиление

2. Fпр = 343/Lпр/4 - ниже спад

3. Fпр1=343/Lпр/2, от Fпр2=343/Lпр до Fпр3=343/Lпр*1,25 - провалы, а между Fпр1 и Fпр2 - горб

4. 150-200Гц и 400Гц - провалы; 200-300 Гц - горб между провалами.

5. От Fпоп = 343/Lпоп/4 и до Fпоп=343/Lпоп/6 - затухающее усиление, SPL

6. Выше 400Гц - отдельные резонансы деталей салона.