Корпус типа "Фазоинвертор" (ФИ) - популярные практические вопросы 2.


  • Просмотров: 1465

Повторим. На частоте настройки порт работает в фазе с диффузором - оба "надувают" и "сдувают" объем одновременно. Выше частоты настройки порт закрыт. Ниже частоты настройки порт - это просто дырка. Тут все просто, легко запомнить и легко сделать выводы.

Что на частоте настройки и ниже, что с этим делать - рассмотрели в первой части. Что выше - ЗЯ, что означает наличие прямой зависимости параметров корпуса от параметров динамика.

Ранее мы уже писали про полную добротность динамика Qts и ее связи с итоговой добротностью Qtc. И это очень важно запомнить также.


Приемлемый звук из больших объемов характерен для динамиков с добротностью от 0.6 и выше, пусть и при не самой лучшей перегрузочной способности в ряде случаев. В компактных корпусах такие динамики, наоборот, чувствуют себя не очень - искажения выше нормы, звук слишком сухой и т.д. и т.п. Другой особенностью динамиков с высокой добротностью является более плавный спад выше\ниже настройки. Пример таких динамиков - DD PowerTuned и частично DD Redline.


Если добротность динамика ниже 0.6, то каким угодно большим корпус уже не сделать, тк звук запросто может превратиться в кашу. Владельцам таких динамиков следует достаточно точно подбирать правильную комбинацию объема корпуса и порта. Пример - DD HiDef и многие новые DD Redline.

Если же добротность 0.3 и ниже, то в больших объемах такому динамику будет очень грустно и печально - горб вблизи настройки и резкие спады выше и ниже. Проблемы есть даже в средних объемах, а нормой будут компактные и сверхкомпактные объемы с большим длинным портом.

Пример - DD Z, который в большом объеме сработает только в отдельных случаях, а "как дома" почувствует себя, например, работая с рупором длиной от метра и более.

Понятия "малый", "средний" или "большой" объем применительно к каждому динамику не могут рассматриваться без знания Vas, т.к. прямо определяются этим параметром. Так, "малый объем" означает, что объем корпуса менее Vas, "средний объем" - объем в районе Vas, а "большой объем" - более Vas. Все это, разумеется, условно.

Теперь вы знаете, как связать Qts и Vas и уже сходу сможете предположить более-менее правильный ФИ не глядя на динамик. Остается Fs, частота, в той или иной степени определяющая настройку корпуса и эффективность работы в нем.


В качестве примера разберем DD612d.

Qts=0,61 , что означает, что динамику будет хорошо в объеме как около его Vas, так и в большем, так и в меньшем. Согласитесь, это удобно и универсально. А если дополнительно посмотрите на разницу между Xmax(13мм) и Xmech(64мм), то сразу поймете, что даже в самом огромном объеме здоровью динамика мало что угрожает.

Vas = 44л., то есть, по факту мы можем выбирать как компактный ФИ, который даст Qtc вплоть до 1.2 и соответствующий точный, но сухой бас, так и просторный ФИ, который почти не изменит Qts и даст очень мягкий и глубокий бас. При том, оба варианта не испортят звук слишком высоким процентом искажений, тк сохранят итоговую добротность Qtc в пределах нормы.

Fs = 33,6Гц. Т.к. Qts не низкая, то будет совершенно нормально настроить ФИ в диапазоне от 2\3 октавы ниже Fs и до 2\3 октавы выше Fs. То есть, настроить ФИ под DD612d можем в очень широких пределах для самого разного повседнева, но спортивных SPL-ных настроек все равно не получится - дунуть можно, но без рекордов.


Теперь рассмотрим настройку LPF. Правильная настройка LPF зависит как от настройки корпуса, так и от выбора объема. Большой объем (а теперь вы знаете что такое "большой объем") потребует настройку LPF не далее чем на 1\3 октавы выше настройки корпуса, а малый объем позволяет настраивать LPF вплоть до 1 октавы выше настройки корпуса. Спад выше настройки ФИ составляет 12дБ\окт, то есть, и фильтр LPF должен быть не менее 2 порядка.


Успехов!


ps. Закончив чтение статьи, попробуйте взять параметры абсолютно любого динамика вслепую и проанализировать их таким же образом. Потренируйтесь делать это 3-5 раз и вы быстро усвоите материал, в будущем "на лету" разберетесь с характерными особенностями любых динамиков, легко спроектируете и приготовите отлично поющее оформление, какого бы типа оно ни было.