Практика с ЗЯ или "самый простой корпус".


  • Просмотров: 4194

Как вы все знаете, расчет любого ЗЯ прямо зависим от параметров динамика, Fs и Qts. Влияние объема ЗЯ на рост этой парочки до Fc и Qtc определяется через Vas. И это все действительно просто, рассчитывать ЗЯ можно в уме, без каких либо специальных программ - в объеме ЗЯ, равном Vas, Fs и Qts растут в 1.41 раза до Fc и Qtc.


От ЗЯ мы обычно требуем немногого - достойного качества звука при сколько-нибудь вменяемой эффективности и из вменяемого объема.

Значит, ищем настройку ЗЯ в район 55-75Гц и итоговую добротность 0.5-1,5. Соответственно, отношение Fs к Qts подходящего динамика нам известно - от 50/1,5=30 до 75/0,5=150 при идеале 65/0,7=93+-10%. Если вы уже читали ранее про EBP и вот это вот все, то уже на данном этапе видите некоторые расхождения с реальной практикой.

Если Fs и Qts могут только расти, то, соответственно, Fs подходящего динамика не должна быть выше 50Гц, а Qts не выше 0,5 при любом Vas.

Т.к. объем ЗЯ нам все же хочется вменяемый, то либо ищем большой Vas относительно низких Fs и Qts в правильном сочетании, либо мелкий Vas относительно высоких Fs и Qts, и тоже в правильном сочетании. Звучит это по разному, но с точки зрения качества звука интересует нас скорее первое, чем второе, потому как неискажающий звук воздух слушать куда интереснее, чем подвеску.

Однако, низкий Fs при низкой Qts почти всегда означают, что подвижка не супер-легкая относительно мотора, а подвеска во вменяемом объеме, необходимом для достойного КПД, нормально держать ход не будет, динамик эффективно сработает в ЗЯ лишь на относительно низкой мощности. То есть, с каким угодно динамиком максимальное качество звука при достойной громкости из ЗЯ мы не получим никогда - всегда вынуждены или выбирать компромиссный вариант, или чего-то лишаться.


Почти все написанное завязано на работе передаточной функции салона. То есть, подразумевается работа ЗЯ в замкнутом условно герметичном пространстве много больше Vas динамика, где есть подъем, аналогичный по крутизне спаду, который делает ЗЯ ниже настройки.

Открыли окна, открыли двери, открыли багажник - все, низа нет. А чтобы низ был в этих условиях, то ЗЯ вам вообще не помощник, тк без передаточной функции на ровную АЧХ он не способен - делать такую АЧХ предстоит только динамику, и только выше настройки ЗЯ, то есть, с повышенным % искажений.

Таким образом, значимо выше настройки мы вообще не хотим слушать ЗЯ, ни в салоне, ни вне. Потому как сабвуферы, разработанные для установки в корпус, без акустической нагрузки работают по всем показателям плохо, а те, что разработаны для использования вне корпуса, плохо работают в корпусе. То есть, для прослушивания в салоне настраивать ЗЯ по привычному для ФИ низко мы тоже не хотим.


Теперь непосредственно к настройке. Во многих местах вы увидите некие "общие рекомендации объема ЗЯ", но единых таких рекомендаций быть не может, все динамики разные. То есть, чтобы сделать нормальный ЗЯ, вы не можете просто засунуть какую угодно 12"-ку в 25-30 литров и ждать что все сработает. Не сработает. Хотя бы потому, что объем ЗЯ прямо не зависит от диаметра динамика. Если нужен нормальный настроенный и предсказуемый ЗЯ, то считать вы будете всегда. Либо будете держать под рукой нужный софт, либо держать все формулы в голове. Но это ж не беда, решаемо.

Чтобы посчитать ФИ, параметры саба можно вообще не знать и все равно попасть в настройку, получить какой-никакой звук. При расчете ЗЯ фокус не прокатит, параметры узнать придется. Если динамик новый(свежий), то заводские параметры возможно подойдут, а если нет, то придется учиться измерять их самостоятельно. И измерять довольно точно, тк ошибка в измерении Fs в пару герц, пустяковая для ФИ, обернется сдвигом настройки ЗЯ почти на 4Гц. При точности в районе 10%, обычной для бытовых измерений, настройка вашего ЗЯ будет плавать в пределах аж 15Гц, а это серьезно.


Итак, к динамику и к организации пространства у "самого простого корпуса" совсем не самые простые, противоречивые требования. ЗЯ абсолютно точно не лишен достоинств, но если подходить к его проектированию и строительству без должных знаний, то ЗЯ превращается в лотерею, везет в которой не многим.

Ну а построить ЗЯ действительно просто, да. 6 стенок с отверстием под динамик и готово.


Успехов!