Рассчет бандпассов


  • Просмотров: 1755

Часть 1. ЗЯ.


Рассчитать объем ЗЯ даже слишком просто. Для этого нужно знать два параметра динамика - Fs и Vas. Вот табличка, глядя на которую мы легко вычислим объем корпуса(V) и частоту его настройки(Fc).

V = 2*Vas -> Fc = 1.225*Fs

V = 1.5*Vas -> Fc = 1.29*Fs

V = 1*Vas -> Fc = 1.41*Fs

V = 0,5*Vas -> Fc = 1.73*Fs

V = 0.33*Vas -> Fc = 2*Fs

V = 0.125*Vas -> Fc = 3*Fs


Для примера возьмем параметры DD512d: Fs=25.57; Vas=86.42; Qts=0.4266.

Теперь посчитаем объем V = 0.33*86.42 = 28,5л и частоту настройки Fc = 2*25.57 = 51Гц. 

Если объем великоват, то его можно уменьшить, тогда настройка вырастет. Если же место позволяет, то возьмем 0.5*Vas=43л и этим снизим настройку до 44Гц.

С уменьшением объема растет не только настройка, но точно так же растет и итоговая добротность оформления (Qtc). V=28.5, Fc=51Гц, Qtc= 2 * 0.4266 = 0.8532. 

Qtc от 0.6 до 1.2 вполне нормальна, слушать вполне приятно. 0.6 - бас достаточно мягкий, но не такой точный, а 1.2 - панчево и сухо, но точно. 

Ну легко же!


Что такое по своей сути частота Fc? Это единственная частота во всем диапазоне ЗЯ, где рост мощности от нуля до RMS приводит к росту хода от нуля до Xmax. Ниже Fc ЗЯ плавно зажимает ход, за чем следует снижение искажений и отдачи, ухудшение теплоотвода. Ну а выше Fc ЗЯ позволяет ходу расти больше, чем это должно быть, за чем следует рост отдачи и искажений.

Величина хода, как известно, прямо зависима от подводимой мощности. Больше мощности = больше хода. Таким образом, само значение частоты нас не особо то и волнует. В громкой системе гораздо полезнее знать, что, допустим, на частоте 20Гц и мощности, равной RMS, подвижка останется в корзине, и более того, искажения будут в пределах нужной нам нормы, и отдача тоже. 

Все остальное мы легко настроим эквалайзером, если потребуется - убирает горбы он просто отлично. Не в каменном веке живем.

Цена ошибки? Имея запас по ходу, даруемый современным громким динамиком, изменение объема +- 25% вы можете и не услышать. А вот проследить за ходом - обязаны. И настроить ЗЯ так, чтобы ход при нужной мощности и на нужной минимальной частоте был в норме - обязаны тоже. И следить за перегревом - тоже обязаны. 

Видите? Тут вообще ничего сложного нет. Любой школьник разберется. А наш подписчик - тем более. Строим ЗЯ, тестим ЗЯ, получаем ЗЯ готовый как для пения соло, так и для пения в составе БП4. 


ps. Немного жизненных примеров.

ЗЯ у топовых SPL-щиков класса экстрим очень мал, тк мощности огромны, десятки тысяч Вт.

ЗЯ в SQL и повседневных системах - нормален, в указанных пределах добротности, тк подводится мощность, близкая к рекомендованной.

ЗЯ в системах, где мощности значимо меньше, чем нужно - достаточно большой, тк вывести динамик на ход иначе не получится, а значит не получится и выжать максимум громкости со связки.

ps2. Статья не о ЗЯ для бандпасса. Она просто о ЗЯ, который одинаков и там, и там. Хотите уметь рассчитывать и строить ЗЯ - пользуйтесь смело.

ps3. ЗЯ - это топчик для sq-шных систем - самый распространенный и нелепый миф! Максимум точности и минимум искажений там, где ход минимален, а это совсем не про ЗЯ. ЗЯ - это банально самый простой способ приблизиться к этому, самый легкий корпус. 

ps4. Если, все же, пилите ЗЯ для качества, то старайтесь получить Fc около 65-70Гц при Qtc около 1. Так, по крайней мере, динамик будет нагружен в 2\3 рабочего диапазона - хоть что-то.

ps5. ЗЯ - это самый компактный корпус из всех. Вот что есть, то есть. И если один саб в ЗЯ не особо громкий, то штуки 4 уже очень даже валят! И валят, и ход на низах держат в норме! Реально самый простой путь к громкости через количество.