DBR (double bass reflex)


  • Просмотров: 1654

Как это работает? Как и DCR(Weems), корпус имеет две частоты настройки, нижнюю и верхнюю, за счет чего динамик в обычном для нижней настройки объеме нагружен в значительно более широком диапазоне частот.

В отличие от DCR, вторая настройка DBR имеет значительно менее ярко выраженный пик, то есть, вносит существенно меньший вклад в работу оформления. Но вместе с этим, DBR не дает и такой провал на АЧХ выше верхней настройки, где порты Weems-а работают в противофазе и "мешают" друг другу.

Ввиду этого, применение DCR (Weems) стоит ограничить областью низких частот, а DBR (Fostex) применим как для НЧ оформлений, так и в широком спектре других инсталляций, где динамику отводится роль НЧ\СЧ или ШП.


Расчет оформления предельно прост. Сначала считаем обычный ФИ с одним портом P1, объем V которого будет равняться сумме V1+V2. Затем делим полученный объем V в пропорциях 2\3 к 1\3 и между объемами вставляем еще один точно такой же, как и P1, порт P2. Готово.

Нюанс заключен в том, что объем, в котором установлен динамик, выше настройки V1+P2 работает как ЗЯ. Убедитесь в том, что этот "ЗЯ" окажется адекватного объема и ничего не испортит. Другой нюанс в соотношении объемов в пропорции 2:1 - если меньше, то провал на АЧХ выше настройки резко растет, а если больше, то растет общий объем корпуса, падает его КПД на одной из настроек, и в целом смысл применения. Таким образом, 2\3 к 1\3 или 2:1 - оптимальное соотношение, что для DCR, что для DBR.


В этом же посте нельзя не упомянуть и "МАТ" - многокамерный акустический трансформатор, где к двум объемам DBR добавляется третий, четвертый, пятый и так далее. Смысл корпуса в том, чтобы заставить динамик с маленьким Vas хорошо отрабатывать низ, или динамик с большим Vas отрабатывать верх.

Однако, рекомендовать строить МАТ я бы не стал - рупор и ЧВ решают эту же задачу эффективнее и в сравнимом или даже меньшем объеме, тк упомянутые нюансы справедливы и для МАТ тоже. Так что, дальше DBR тему раскрывать не будем, просто будьте в курсе, что и такое тоже существует.


Применение технологий Вимс и Фостекс делает ФИ гораздо более пригодным корпусом для работы в реально широком диапазоне частот, и с использованием динамиков, которые без этих технологий достаточно низко и\или достаточно высоко забираться сами по себе не могут. Если строить ФИ на повседнев, где нужна не только громкость, но и качеству звука есть место, то обязательно рассмотрите возможность построить что-то из этой парочки!


Успехов!