Рецепты для 18 дюймов


  • Просмотров: 3060

Объем салона прямо связан с объемом корпуса через динамик: меньший салон создает больше нагрузки на динамик, что и требует большего объема корпуса для компенсации нагрузки. 

Логично, однако на практике работает обратное: большому салону - большой объем+маленький порт, а маленькому салону - большой порт+маленький объем.

Проблема в том, что большой объем не позволяет эффективно использовать нужный большой порт и требует его уменьшения, чтобы не перегружать динамик. Ну а меньший объем, наоборот, позволяет увеличивать порт и тем отыгрывать потерянный от уменьшения объема КПД.

Чем больший калибр динамика вы используете, тем более ярко выражено влияние салона. К примеру, 18" нагружен салоном в разы лучше, чем 8"; а 8" требует существенно лучшей нагрузки ящиком, чтобы не превышать ход, тк салон его почти не грузит. Это же утверждение справедливо и для динамиков равного калибра, но с разной производительностью мотора. Сильнее, эффективнее мотор -> меньшее влияние окажет салон -> большая нагрузка потребуется от ящика. 

Плюсы и минусы наличия высокой внешней нагрузки можно описать одной фразой - поймать превышение хода очень сложно на любой мощности, но легко сжечь катушку и\или повредить диффузор перегрузкой.

Сегодняшний рецепт подготовил для 18" - для сабвуферов, испытывающих наибольшее влияние салона. В рецепте вы найдете несколько ящиков - каждый для разных условий. По параметрам ящика желающие могут отследить необходимые изменения от салона к салону. 


Итак, готовим восемнаху!


1. Как обычно - жесткая вибра всех кузовных элементов; обеспечение свободного продува от саба в салон; надежное крепление ящика. 


2. Представленные корпуса для трех типов салонов: седан, гольф-класс хэтчбэк и крупный салон типа универсалов, внедорожников.

Т.к. объем для 18" и без того нужен большой, то в конструкциях применены круглые порты с фланцами (где это возможно) - они и сами по себе требуются значительно меньшего объема, и собирать корпус с ними проще. Однако, щелевые порты вдоль стенок для 18" могут сработать ничем не хуже, а то и лучше, тк нагружают меньше и позволяют получать больше хода при прочих равных. 

Рабочий диапазон корпусов находится в границах 25-50Гц, и это отличный показатель! Вне диапазона спад более плавный, чем у меньших калибров, а значит и рост искажений не так велик. Тем не менее, это ФИ и разумную настройку фильтров никто не отменял.

Для нормальной работы калибра 18" необходимо получать всю производительность мотора, то есть, усилитель нужен с 2-3 кратным запасом по чистой мощности от RMS сабвуфера. Рост и спад импеданса в зависимости от частоты тут достаточно плавный, а потому подключение в 0.5 Ом более-менее безопасно и позволит вам сэкономить на усилителе. Корпуса сработают как на высоких, так и на средних громкостях. 

Благодаря наличию хорошей и постоянной нагрузки салоном, реальный уровень искажений от 18" значительно ниже, чем от меньших калибров, а диапазон работы - значительно шире. Восемнахи ни в чем не проигрывают в скорости, если подводите достаточную мощность. 

Корпуса отлично подойдут для SQ HDC и DD PowerTuned (SC). Для DD Redline и лучше уменьшить площадь порта и объем корпуса на 10%, оставив длину порта без изменений. Для Z, наоборот, стоит увеличить площадь порта на 10%, длину порта на 20%, а объем уменьшить. 

Настройка низкая, все как вам нравится - в район 30Гц. Если надо еще ниже - чуть подожмите площадь порта и увеличьте объем. Если надо выжать как можно больше громкости, не принимая в расчет качество звука как это делаю я - увеличивайте объем и уменьшайте длину порта, оба действия вплоть до 20-25%.

Для результата 150+ вам потребуется сабвуфер, длительно выдерживающий около 2000Вт. С менее мощными сабвуферами будет тише, но тоже достойно!


Смотрите аннотацию к каждому эскизу!

3. В целом, о калибре 18" - личное мнение. Это реально простой путь к прямой экономии денег для получения очень качественного, глубокого, чистого баса в громкую систему. Если объемы корпусов не смущают - рекомендую выбирать именно этот калибр!


Громкие и музыкальные системы с восемнахами DD или SQ - это качественно и доступно!


Корпус для седанов и небольших салонов, где сабвуфер достаточно сильно перегружен близлежащими элементами. Порт ближе к номеру, динамик вверх под полкой. Будет круто если динамик войдет магнитом наружу, ну а если нет - тоже нормально.



Корпус для хэтчбэков (салон объемом как у гольф-класса). Порт и динамик направлять вверх, в номер или в салон. Будет круто если динамик войдет магнитом наружу, ну а если нет - тоже нормально.



Корпус для крупных салонов (внедорожники, универсалы и т.д.). Порт и динамик можно направить или в номер(предпочтительно) или в салон (обычно хуже, но кто знает как сработает у вас). Будет динамик магнитом наружу или внутрь - здесь это не так важно.



Все установочные диаметры взяты для корзин, применяемых в SQ HDC. Если у вас другая модель - уточняйте диаметр!

Отверстия для динамика и порта удобно пилить фрезером на нужной глубине, чтобы не заморачиваться с их соосностью.